Литературная кухня
на главнуюо студииавторытекстыфотопресса о нас


ПРОФИ
Елена Исаева: Хочешь жить, умей страдать!

Светлана Рахманова


Елена Исаева – поэтесса и драматург, автор многочисленных телесериалов. Она принадлежит к числу людей, которые делают нашу современную литературу. Творческая студия в Бауманском университете под ее руководством вырастила несколько поколений талантливых успешных литераторов. Наш разговор с Еленой Исаевой коснулся не только литературы, но также жизни и даже любви, что неудивительно, ведь без любви не мыслимы ни существование, ни книги.

- Елена, что, на ваш взгляд, нужно делать начинающему литератору для превращения в настоящего писателя?
- Высший пилотаж писательского мастерства - когда читатель может идентифицировать себя с автором, восхищаясь тем, как легко, правильно и жизненно изложено им происходящее в книге. Чтобы такого пилотажа достичь, нужно читать, думать, познавать мир, осваивать творческий инструментарий, развивать свой «страдательный нерв». При этом внешнее благополучие глубокой внутренней жизни не мешает. У Льва Толстого, например, было поместье, отсутствовала необходимость зарабатывать на хлеб насущный. Он мог заниматься исключительно написанием романов. С обывательской точки зрения его жизнь складывалась благополучно. Но какие трагические вещи он создавал и как трагически ощущал действительность!



Елена Исаева

- «Война и мир», вроде, заканчивается хорошо. Наполеон побежден, Наташа Ростова и Пьер Безухов образовали семью.
- Но Андрей Болконский, основной герой, погиб. И потом… Создание семьи для Толстого – финал не оптимистический. Но это большой отдельный разговор.

- Считаете ли вы модную Веру Полозкову настоящей поэтессой?
- Верочка Полозкова – безусловно, очень талантливый человек. Она органично впитала всю всю русскую поэтическую культуру, существовавшую до нее и смогла на этой основе создать свою неповторимую интонацию, используя язык именно своего поколения, став лирическим рупором сегодняшней молодежной аудитории. Не случайно она пользуется у молодежи таким успехом и так раздражает старшее поколение. Ну, что же – будьте мужественны – «уже торопят следующие». И надо уметь взаимодействовать и учитывать этот процесс. Осенью в Булгаковском доме мы выступали вместе с Верочкой, Всеволодом Емелиным, Андреем Коровиным и потрясающим музыкантом – Александром Александровым, играющим на фаготе. По-моему, это бытие поэтических текстов, произносимых под музыку, на сегодняшний день наиболее приемлемо для зрителя. Читающая аудитория катастрофически утрачивается, и возникают иные формы подачи текста. На мой взгляд, вечер удался.

- В этом году вы записали диск с песнями на свои стихи. Диск называется «Для друзей и близких». Как возникла идея проекта?
- Идея витала в воздухе лет двадцать. Песенки какие-то все время происходили. То для спектакля, то для радио. То я дома на кухне под три аккорда что-то исполняла. А потом решила все собрать, чтобы не развеялось. Диск предназначен для тех, кто раньше пел на кухнях под гитару, и сейчас поет. Инициировал проект Александр Шишов, написавший музыку к нескольким «мужским» песням. Он исполняет мужские партии, а я – женские. Музыкант Тимур Ведерников предоставил нам свою студию. И я им обоим страшно благодарна, потому что собой заниматься сложнее, чем другими. Других заставлять совершать подвиги легче.

- Хотите ли выпустить еще диск? Если да, то какой?
- Хочу, поскольку первый получился. Но туда не все вещи вошли. Я решила подсобрать и остальное. А, может, и что-нибудь новенькое появится.

- Над чем вы сейчас работаете?
- Сейчас - период осмысления и накопления. Небольшая передышка. Недавно мы с моим соавтором Олей Михайловой закончили проект, небольшой сериал для II канала. Слава Богу, я отношусь к тем счастливым процентам литераторов, которые могут зарабатывать писательским трудом. Хотя знаю пишущих людей, полагающих, будто это не счастье. Они предпочитают голову сохранять для чего-то высоко художественного, будучи уверенными, что если ты занимаешься литературной поденщиной, то уже не в состоянии выдать ничего вечного. Я думаю, поденщина пишется иной частью мозга. Может быть, если с этого начинать, то ничему больше не научишься. Но уже сложившийся писатель этим себе руку не испортит. Напротив. Профессионал должен уметь работать в любом жанре и выполнять любые задачи – это ремесло. Другое дело, у тебя может не остаться сил и времени на твои собственные задумки. Но уж тут – личный выбор каждого. Я очень страдаю, когда не пишу ничего для себя. А существует масса вещей, которые хочется воплотить. Они внутри накапливаются. Что-то стирается из памяти. Это ужасно обидно. Иногда я делаю над собой усилие. Открываю старенькую записную книжку. Там помечаю: первое, второе, третье. Записываю названия рассказов, пьес или просто тем. Но ведь «дорого яичко к Христову дню». Записывать надо, когда у тебя бурлит. Потом ты отходишь, и, возможно, в эту воду уже не ступишь, интересно будет другое.

- Какая тема вас сегодня волнует?
- Детство, отрочество, юность. Этапы становления, как ни странно. Хочу написать повесть в рассказах. Она в некотором роде уже начата. Пьеса «Про мою маму и про меня» изначально была рассказами о детстве, о маме. Есть семь таких рассказов. Но существует еще ряд историй, из университетской жизни и из взрослой. Я собираюсь все их объединить и сделать завершенную вещь. Возможно, даже включу туда истории о работе на телевиденье, отрефлексирую свои споры с продюсерами. Но это тоже отдельная тема: сюжеты, за которые платят деньги, и сюжеты, которых, на мой взгляд, ждет зритель. Ведь на каждом жизненном этапе перед человеком ставятся некие задачи. Хочется поделиться тем, как ты их решаешь в своем развитии.

- Какие сюжеты востребованы на телевиденье?
- В основном - истории золушек. Бедная девушка приехала из провинции. Попала в трудную жизненную ситуацию, все преодолела. Вышла успешно замуж. Хотя, по-моему, невозможно бесконечно клонировать один сюжет! Да, мыльные оперы имеют спрос, и на определенную публику пишутся, представляя собой сказки в современном антураже, которые позволяют людям отдыхать и более позитивно мыслить. Но это вторичная литература. Вы можете вспомнить у Льва Толстого или у Достоевского счастливый финал?

- «Преступление и наказание» Достоевского завершается перерождением двух главных героев.
- В мыльной опере подобный сюжет не прошел бы. В сериалах весьма поверхностное осмысление жизни. Веселящее, штампованное.

- Часть ваших пьес: «DOC.ТОР», «Первый мужчина», «Лифт как место для знакомства», - трагичны. Что заставляет выбирать безрадостные темы?
- Есть вещи, мимо которых невозможно пройти. Так, я совершенно не думала, что буду писать об астраханском враче, но после трехчасовой беседы с незнакомым человеком сделалось ясно: нельзя не рассказать его историю. Хотя, я ничего не понимаю в операциях, вопросы, стоящие перед доктором, меня по-человечески очень затрагивают. Когда человек находится на своем месте и безропотно изо дня в день делает то, что ему положено судьбой, он абсолютный герой. Герой нашей повседневности, который тащит на себе жизнь. Если бы таких людей не было, мы бы давно не существовали как род человеческий. То же самое относится к пьесе «Первый мужчина». Разговаривая с женщинами, ставшими впоследствии прообразами моих героинь, я поняла, что не могу не рассказать об их судьбах. Обычно девушка, столкнувшаяся с инцестом, замыкается, опасаясь с кем-либо обсуждать свою беду. Кажется, будто ты получила клеймо на всю жизнь. Ты не представляешь, как с этим жить. - Трагедия этих женщин состоит в постоянной рефлексии, переживании произошедшего ужаса. Тем не менее, ситуация отнюдь не безвыходная, и можно выжить, не самоубившись, не сломавшись, а переродившись, начав другую жизнь. Выход заключается в умении побороть в себе несчастье, что бы с тобой ни случилось, найти силы жить нормальной жизнью, а не воспоминаниями. Женщины, пережившие похожие вещи, смотрели спектакль, обнаруживали, что они не одни такие, и боль их становилась меньше. Причем, выйти из травмирующего состоянии человек может только сам, даже если и с чьей-то помощью: да, это было, но я через произошедшее перешагну, справлюсь. Поэтому пьеса, не смотря на трагичность, позитивна. Пока живешь, ты имеешь возможность исправлять ошибки.

- Каким способом человеку в трудной жизненной ситуации найти в себе силы справиться, перешагнуть через травмирующие события?
- Это вопрос веры. Если человек верит, что у него есть предназначение, что Бог его зачем-то послал на землю, значит, понимает необходимость идти вперед. И он не будет жить прошлым, а начнет строить судьбу заново. Даже если ВСЕ погибло. Как в библейской притче, придется сколотить новый дом, создать новую семью, родить новых детей, найти новое дело в жизни, потому что так повелел Господь. Если ты считаешь, что твоя цель правильная, твердости и сил ее реализовать хватит. А вязнуть в прошлом – грех, не созидательно. Нужно обязательно идти вперед, развиваться, познавать и открывать новое. Жизнь заключается в позитивном развитии. Моя мама рассказывала такую историю, у них с бабушкой была этажерка, которая с ними путешествовала многие годы по всем квартирам с самого раннего маминого возраста. Однажды мама приходит из университета и видит, что этажерка выставлена на помойку. Она в ужасе спрашивает бабушку: «Ты что!? Это же наша любимая этажерка!» На что та ответила: «Жить надо будущим, а не прошлым!» - Бабушка хотела обновления и была готова к появлению в доме новых вещей.

- Обязательно ли настоящая литература должна быть трагичной?
- Обязательно. Поскольку сама жизнь трагична. Хорошая литература – драма. Иначе о чем вообще говорить? Мы всегда говорим о том, что существует некое страдание, с которым надо бороться, и в результате победить или погибнуть.

- По-моему, трагичный финал свидетельствует о гибели.
- Все не так однозначно. В одной из телепередач я как-то сказала, что роман «Анна Каренина» - оптимистичный. Меня стали спрашивать, как же так, если героиня бросается под поезд. А оптимистична эта вещь тем, что на примере Анны Карениной Толстой нам показывает, как делать не надо, чтобы спасти душу. Как и чем платит человек, отступивший от христианских норм. Анна Каренина шла к гибели семимильными шагами. Ее жалко, она вызывает безусловную симпатию. Она одна из самых полнокровных, обаятельных героинь в русской литературе. Но она делает свой выбор – и погибает. Да, отказаться от любви, принести в жертву свои глубинные чувства - мучительно, трудно. Тем не менее, христианство – жертвенная религия. И если ты жертвуешь осознанно, то идешь к просветлению, а не гибели. Роман показывает, каким должен быть правильный выход, поэтому он оптимистичен.

- И по прочтении женщины не будут уходить от нелюбимых мужей?
- Каждый делает свой выбор. А художественная литература призвана заставлять думать, предупреждать, переубеждать, воспитывать. Вот «Географ глобус пропил» Алексея Иванова – герой находит в себе силы не перейти черту и остаться в семье.

- Сохранится ли серьезная литература лет через пять?
- Я верю, что существует огромное количество людей, которые умеют думать, анализировать и чувствовать. Этим людям нужны хорошие книги. Они не смогут жить на одной жвачке, хотя к этому нас очень сильно толкают.

- Кого вы читаете из современных прозаиков? Кого бы советовали?
- Алексей Иванов – безусловно. «Географ глобус пропил» - потрясающая вещь – и по языку – легкому, для любого человека доступному, и по силе высказывания. Ведь в любом художественном произведение самое важное – послание, которое писатель в него закладывает. Фарид Нагим. Его роман «Земные одежды» - про попытку возродить погибающие южноуральские деревни – честный, трагический. Язык, мастерски созданная атмосфера гибельности происходящего. Среди тридцатилетних – Ильдар Абузяров – как выжить в мегаполисе, как оставаться при своем мнении, как не бояться того, с чем ты не согласен и искать возможность преодолеть это. Его герои – верующие люди, которые надеются не только на свои силы, но и на силы высшие.

- Рекламы нет. Как ориентироваться?
- Спасает Интернет, но там тоже нельзя кидаться на все подряд. В Интернете есть «Журнальный зал». Повести хороших писателей можно скачать. А без нормального чтения ты погибаешь, перестаешь быть человеком.

- Елена, помимо профессиональной самореализации, вы успешны и в личной жизни. Вы с мужем вместе со студенческих лет, у вас взрослый сын. Скажите, что женщине нужно делать, чтобы ее семейная жизнь сложилась?
- Надо уметь общаться, договариваться, искать компромиссы. Проговаривать какие-то вещи, а не уходить в себя или обижаться навсегда. Раньше считалось, если Бог дал тебе именно этого мужа, то живи с ним всю жизнь. Сегодня люди стали гораздо менее терпимы к чужим недостаткам. Так что благополучие в супружестве это - вопрос самовоспитания.

- В вашей пьесе «Я боюсь любви» есть фраза: «Человек познается, когда от него зависеть начинаешь». Женщина – существо уязвимое, особенно когда не может зарабатывать, будучи беременной или сидя с маленьким ребенком. Если серьезные конфликты с мужчиной возникают в такие периоды, что делать?
- Все равно договариваться, проговаривать свои чувства.

- А если мужчина не желает тебя слушать, настаивая на своем?
- Какой смысл, строить отношения с человеком, который тебя не слышит и не любит?! И все же женщине важно понять, насколько она сама готова открыться, взаимодействовать и любить. Тогда, если у нее есть аргументы, которые взывают к разуму (при наличии, конечно, разума), она будет услышана. Кроме того, любой человек, который любит, и мужчина, и женщина, идет навстречу другому. Поэтому, даже если у вас совершенно разные взгляды на какой-то вопрос, но вы не хотите, друг друга потерять, вы останетесь вместе, найдя выход. О чем пьеса «Я боюсь любви»? – Люди ищут комфортных для себя отношений. Отношений, которые не ранят, не травмируют. Это никак не связано с любовью, а лишь с комфортными сексуальными отношениями. Такая позиция имеет место быть. Масса людей живет по принципу - встретились для секса один – два раза в неделю, разбежались, и ничего друг другу не должны. Но если девушка хочет семью и детей, важно понимать, что придется разруливать разные ситуации, преодолевать сложности, эмоционально подключаться к мужчине, к его жизни, проблемам, желания. То есть, в состоянии любви ты живешь любимым человеком. Конечно, придется страдать во время ссор, или если твоему любимому плохо. Люди чаще всего не хотят идти на какие-либо жертвы, особенно пройдя опыт страданий. Эта позиция не имеет отношения к любви. Если человека любишь, будешь и вытаскивать из депрессий, и помогать ему. Здесь вопрос полноты эмоциональной жизни. Готова ли ты на нее? Или настолько устала и эмоционально обесточена, что нужно ждать восстановления душевных сил… Хотя, когда любишь, силы появляются.

- А если у людей вначале взаимное подключение было, а потом ушло?
- Ничего не уходит мгновенно. В отношениях наступило охлаждение? - Значит, накопился непроговоренный негатив. Конечно, не бывает бесконечной страсти. Но когда человек тебе интересен и ты выбрала его не только по причине сексуального влечения, а и по общности интересов, потому что вы оба умеете ДРУЖИТЬ - он будет тебе интересен всегда. Среди моих творческих знакомых с крепкими браками преобладают те, кто имеет какое-то общее дело. Или если жена служит мужу: перепечатывает его рукописи, освобождает от бытовых забот. Браки, когда один из супругов растворяется в другом, очень крепкие. И браки, - когда люди умеют дружить, когда это две взрослые самодостаточные личности, способные правильно взаимодействовать, - тоже трудно разрушить. Да, с наступлением технического прогресса стало легче выживать поодиночке. Происходит разрушение института семьи. Да и во двор люди перестали выходить, как раньше. Сегодня мы зачастую даже не знаем своих соседей. Раньше во дворах играли в домино, помогали друг другу присматривать за детьми. Цивилизация, к сожалению, развивается по пути отчуждения. И с этим нужно считаться. И этому можно противостоять. Выбор, на самом деле, маленький. Либо ты существуешь, как робот. А значит – мертв уже при жизни. Либо - живешь, создавая что-то внутри себя, но тогда страдаешь и растрачиваешься на других. В том числе на мужа.

- В пьесе есть еще одна афористичная фраза: «Любовь это когда человек хочет, чтобы ты развивалась». Что нужно, чтобы мужчина желал твоего развития?
- Нужно встретить такого мужчину.

- Как молодому автору успешно реализовать свои творческие задумки?
- Творчество – дело одинокое. Важно уметь себя дисциплинировать. Например, придя с учебы или работы сесть за компьютер, а не перед телевизором. Если ты не структурируешь жизнь ради воплощения целей, значит, цели не слишком важны. Ведь когда тебя распирает что-то скреативить, ты не доешь, не доспишь, не доработаешь, рискуя получить нагоняй от начальства, но нетленку создашь. Если тебе важно качать писательский мускул, ты будешь его качать, даже при кажущемся отсутствии сил и возможностей. Кроме того, пишущий человек должен думать ежесекундно. Ежесекундно что-то создавать. Ум ничем не отличается от других мускулов. По большому счету, наша жизнь – борьба с хаосом. Если мы боремся, выстраивая себя, - побеждаем. Как только чуть ослабляем работу над собой, хаос наступает и затягивает. Также как заброшенный оазис проглатывают пески. Причем, так во всем: в творчестве, в работе, в личной жизни. Под лежачий камень вода не течет. Подаркам судьбы нужно быть открытым. Считывать знаки, взаимодействовать с пространством и космосом. Это помогает.

- Что вы сейчас читаете?
- Читаю книгу рассказов и воспоминаний Юрия Ряшенцева, известного не только замечательными стихами, но также мюзиклами и кино-шлягерами. Самый известный его кино-шлягер «Пора-пора-порадуемся». НО не все знают, что Юрий Евгеньевич – глубокий, серьезный поэт, мастер! Книга интересна и художественной, и документальной стороной. Ведь Ряшенцев учился в педагогическом институте вместе со знаменитыми современниками: Юрием Визбором, Юлием Кимом. Во времена его студенчества в институте существовала талантливейшая литературная компания.

- На протяжении 17-ти лет вы ведете литературную студию в бауманском университете. Отличаются ли представители разных поколений студийцев друг от друга?
- Проблемы молодых авторов всегда одни и те же. Недостаток эрудиции, недостаток техники. При этом авторы делятся на две категории: способных развиваться и неспособных развиваться. Ведь как бы мы не погружали человека в творческую среду, даже если он обладает амбициями, но лишен свойства воспринимать окружающий мир, к проявлениям которого относится и критика, ничего не поделаешь. Кстати, критика у нас всегда очень конструктивная, свои комплексы мы друг на друге не вымещаем.







Светлана Рахманова

Журналист, психолог, автор книг по популярной психологии. В 2000 по приглашению Риммы Казаковой участвовала в Совещании молодых писателей в Переделкино. Редактор поэтической рубрики в журнале "Студенческий меридиан", ведущая творческого клуба "Литературная Кухня". По натуре – оптимистка. Любимый писатель – О.Генри.

Мои книги по психологии, вышедшие в издательстве "Феникс": "Популярная психология для тинейджеров", "Трудные люди", "Психологическая гимнастика", "Новая психология для поколения next", "Если ваш мужчина тиран", "Как приручить дракона".

Электронка для связи: svetlana-rachmanova@yandex.ru


Дизайн сайта: Нефритовый лес :: Keila’s art
© 2013